Проверка и замена ремней газораспределительного механизма (ГРМ) и неподвижного натяжителя двигателей
Учебный курс
Предварительные операции
Предварительное обследование
Выяснить причину поломки
Установить явные причины, вызвавшие необходимость замены и принять меры по их устранению.
Правильный выбор запчастей
Решающее значение имеет правильный выбор запчастей.
Точная совместимость профилей
Убедиться, что профили зубчатых шкивов в точности совместимы с профилем ремня.
Рекомендации общего характера
Для монтажа любых ремней, и в частности зубчатых, следует располагать набором рекомендуемых для этой работы инструментов.
В точности соблюдать рекомендованные моменты затяжки, используя динамометрические ключи. Это относится в частности к винтам крепления подшипника натяжителя.
При манипуляциях с ремнем старайтесь не скручивать, не перегибать и не выворачивать его, чтобы избежать повреждения стекловолоконного армирующего корда. По этой же причине при надевании ремня на шкивы избегать приложения чрезмерных усилий и никогда не применять инструменты.
Все компоненты распределительного механизма не следует промывать углеводородами (бензин/керосин) и растворителями.
Операции монтажа и демонтажа ремней производить только на холодном двигателе.
Никогда не монтировать на распределительный механизм уже использовавшийся ремень.
Демонтаж ремня
Отсоединить провод "массы" от батареи.
Снять узлы, которые затрудняют доступ к ремню ГРМ: защитный кожух; вспомогательные ремни; шкивы; гибкие трубы.
Провернуть вал двигателя для совмещения меток коленчатого вала и распределительного вала.
Ослабить и осадить подшипник натяжителя.
Снять ремень ГРМ и осмотреть его.
Снять подшипник натяжителя и неподвижный подшипник направляющего ролика.
Проверка компонентов
Проверить степень износа шестерен и при необходимости заменить не вызывающие доверия детали.
При обычной процедуре обслуживания произвести замену всех роликов натяжителей и шкивов.
Проверить, нет ли утечек масла или охлаждающей жидкости, поскольку они губительно влияют на срок службы ремня.
Проверить степень износа шкива (шестерни) водяного насоса (помпы) и наличие возможных утечек жидкости.
» Теперь проанализируем причины появления повреждений или разрыва ремня.
Срезание зубьев
причина недостаточное натяжение
Отрыв зубьев
причина недостаточное натяжение/потеря натяжения
Износ слоя
причина недостаточное натяжение/потеря натяжения
Износ боковины
причина нарушение центровки
Чистый разрыв прослойки ремня
причина износ тыльной стороны
Нерегулярные разрывы корда
причина чрезмерное натяжение
Износ зубьев
причина неравномерное натяжение/нарушение профиля шкивов
Трещины тыльной стороны
причина перегрев ремня/неверно подобранный ремень
Отделение и/или набухание зубьев
причина загрязнение
Установка ремня ГРМ и фаз газораспределения
Установить новый неподвижный натяжитель.
Убедиться, что метки фаз газораспределения совпали.
Надеть ремень ГРМ, имеющиеся на ремне стрелки должны быть обращены в направлении вращения.
Регулировка неподвижного натяжителя
Не следует недооценивать важность этой операции, т.к. неправильно отрегулированный натяжитель вызывает повреждение сначала ремня ГРМ, а затем и двигателя.
Вставить контрольные шпильки измерителя натяжения в отверстия натяжителя.
Положить груз на измерительную отметку 65 мм градуированного стержня.
Предварительно убедиться, что градуированный стержень находится в горизонтальном положении при натянутом ремне.
Провернуть вал двигателя на 2 оборота в рабочем направлении так, чтобы привести поршень 1-ого цилиндра в верхнюю мертвую точку (ВМТ).
Затянуть гайку звездочки натяжителя с усилием 28 Н•м
Снять измеритель натяжения.
Убедиться в совмещении меток фаз газораспределения.
После завершения операции всегда рекомендуется повторно проверить натяжение ремня с помощью соответствующего прибора DTM-Dayco.
Применение измерителя натяжения DTM-Dayco
DTM представляет собой электронный прибор, работающий по принципу возникновения принудительных колебаний в струне и позволяющий легко и быстро измерить натяжение. Создание правильного натяжения синхронного или асинхронного ремня при монтаже обусловливает функциональность, шумность и срок службы всей системы.
Методика измерений
Выбрать на дисплее функцию меню «Belt test» (проверка ремня) и набрать цифровой код «TESTCODE», указанный на упаковке ремней или в руководстве пользователей.
Измерить плечо ремня между точками касания двух шкивов и ввести полученное значение в прибор.
Расположить датчик прибора перпендикулярно к свободному плечу ремня и пальцем принудительно вызвать свободные колебания ремня.
Звуковой сигнал прибора DTM указывает на завершение необходимых измерений.
Результат измерений выводится на дисплее прибора в следующем виде:
Если натяжение выше номинального значения, то показания на дисплее находятся в пределах от одного до трех знаков «+».
Если натяжение ниже номинального значения, то показания на дисплее находятся в пределах от одного до трех знаков «-».
Если натяжение находится в установленных номинальных пределах, то на дисплее появится сообщение «ok».
В случае несоответствия измеренных значений номинальным следует начать сначала всю описанную выше процедуру монтажа.